Актуальность

Функционирование жилищно-коммунального хозяйства региона является зоной стратегических интересов органов государственной власти, что объясняется высокой социальной значимостью и требуемыми на модернизацию инфраструктуры объёмами финансирования со стороны бюджетов всех уровней.

Реализация масштабных программ по реформированию, модернизации ЖКХ и организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов области во многом осложняется тем, что отрасль практически не имеет динамических, доступных и достоверных данных об отрасли, объектах и субъектах потребления жилищных и коммунальных ресурсов.

Сегодня, внедрение элементов цифровой экономики в ЖКХ региона носит единичный характер, информация между элементами не синхронизирована, и содержащиеся в них записи не могут быть однозначно идентифицированы по отношению к конкретным объектам и друг другу.

Текущее состояние информационного обеспечения сферы жилищно-коммунального хозяйства региона зачастую характеризуется:

  • отсутствием единой цифровой платформы по учёту жилого фонда и потребителей;
  • отсутствием актуальной, объективной и достоверной статистики о текущем состоянии сферы ЖКХ, необходимой для управления регионом;
  • растущим неудобством для граждан, вынужденных общаться с каждым из участников сферы ЖКХ в отдельности, что влечёт за собой неоправданные временные, социальные и финансовые затраты;
  • отсутствием доступа предприятий жилищно-коммунального комплекса к актуальной базе данных собственников и потребителей жилых и нежилых помещений, характеристикам жилищного фонда, земельных участков, что не позволяет осуществлять достоверный учёт потребления жилищно-коммунальных услуг.
  • Низким уровнем развития дистанционных сервисов и электронных услуг ЖКХ;
  • многократным дублированием однотипных и недостоверных данных у поставщиков ЖКУ и органов власти;
  • невозможностью контроля и оперативной проверки тарифов.

Отмеченные проблемы показывают необходимость разработки и принятия комплексного, централизованного подхода для обеспечения решения задач по созданию единого информационного пространства жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЕИП ЖКХ), доступного для всех участников.

Правовое регулирование

Возможностью для создания ЕИП ЖКХ являются необходимость реализации целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 в части, касающейся цифровой трансформации и развития региона, а также существующие полномочия региона по реализации положений статьи 13 Жилищного кодекса в части:

  • осуществления надлежащего государственного учета жилищного фонда области;
  • контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  • осуществления регионального государственного жилищного надзора и мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса регион обязан осуществлять регулярный мониторинг технического состояния многоквартирных домов, а также надлежащую организацию и контроль осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, что является невыполнимой задачей без средств автоматизированного сбора, обработки и анализа данных.

Задачи:

  • предоставление жителям простого, удобного и понятного единого платежного документа за все ЖКУ;
  • обеспечение приёма жителей по вопросам начислений и оплат через «единое окно» в филиалах МФЦ и оплатой ЖКУ без комиссии;
  • контроль и обеспечение прозрачности финансовых потоков всех участников рынка ЖКХ региона;
  • контроль деятельности ресурсоснабжающих организаций, в том числе объемы поставок, обороты и стоимость;
  • расчёт тарифов и выпадающих доходов на основе достоверных данных;
  • обеспечение достоверных начислений за услуги ЖКХ;
  • обеспечение расчёта размеров мер социальной поддержки и предоставление льгот и субсидий в формате цифровой экономики, без обращения заявителей в органы соц. защиты;
  • обеспечение достоверных «управленческих» данных о состоянии сферы ЖКХ области.

Отмеченные проблемы показывают необходимость разработки и принятия комплексного, централизованного подхода для обеспечения решения задач по созданию единого информационного пространства жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЕИП ЖКХ), доступного для всех участников.

Создание ЕИП ЖКХ позволит

Жителям региона:

  • Управлять всеми услугами через Единый Личный Кабинет потребителя;
  • Получать объединенный платежный документ с корректными начислениями за все предоставляемые услуги;
  • Взаимодействовать со всем поставщиками ЖКУ по принципу «Одного окна»;
  • Получать необходимую информацию в режиме реального времени о доступности государственных мер социальной поддержки в автоматическом режиме;
  • Оплачивать все или часть услуг онлайн, а также в любом отделении банка, кассе по приёму ЖКУ и т.д.;
  • Получать уведомления от УК и РСО (об отключениях, авариях, собраниях, капремонте и т.д.) и проводить общие собрания через приложение в смартфоне или СМС;
  • Проверять задолженности за ЖКУ «в один клик» (в том числе при приобретении жилья).

Поставщикам услуг:

  • Иметь доступ к достоверным данным об объектах капитального строительства, в которые поставляются ресурсы и услуги, собственниках, потребителях и площадях помещений;
  • Сократить расходы на печать и доставку платежных документов, содержание информационных ресурсов по приёму показаний и обращений, приёму абонентов;
  • Направлять всею отчётность посредством ЕИП ЖКХ (ГИС ЖКХ, Росстат, и т.д.);
  • Осуществлять электронное взаимодействие с органами социальной защиты населения и ГИС ЖКХ в соответствии с вступающими с 1 января 2021 года изменениями в жилищном законодательстве (постановление Правительства РФ от 28.07.2020 № 1130).

Администрации:

  • контролировать финансовые потоки всех участников рынка ЖКХ региона;
  • контролировать деятельность ресурсоснабжающих организаций, в том числе объемы поставок, обороты и стоимость (для планирования государственной политики);
  • регулировать на основе достоверных данных тарифы и рассчитывать реальные выпадающие доходы поставщиков;
  • оперативно принимать управленческие решения на основе достоверных данных о состоянии сферы ЖКХ области;
  • обеспечить достоверность начислений за услуги ЖКХ;
  • упорядочить работу с населением для обеспечения прозрачности и достоверности начислений за услуги ЖКХ;
  • предоставить жителям простой, удобный и понятный единый платежный документ за ЖКУ.

ЕИП ЖКХ состоит из:

  1. Единой (эталонной) базы данных, содержащей в себе:
  2. сведения об адресах объектов, а также информация об организациях, осуществляющих деятельность по предоставлению коммунальных услуг, услуг управления жилым фондом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома;

    электронные паспорта объектов жилищного фонда;

    электронные документы, регистры, кадастры данных об объектах и системах ЖКХ;

    электронные лицевые счета потребителей жилищных и коммунальных услуг;

    сведения о видах и порядке предоставления льгот и субсидий, услуг, тарифов, нормативов;

    иная информация, необходимая для формирования, печати и доставки объединенного платежного документа, потребителям жилищных и коммунальных услуг.

  3. Нормативных правовых актов, которыми:
  4. определяются правила функционирования ЕИП ЖКХ на территории региона;

    вменяется в обязанности участникам рынка ЖКХ обмениваться необходимой информацией с Оператором ЕИП ЖКХ с определенной периодичностью и в единых (утвержденных) форматах.

  5. Инфраструктуры:
  6. серверное и сетевое оборудование;

    специализированное программное обеспечение.

Что такое ЕИП ЖКХ простыми словами:

Единое информационное пространство позволит выпускать на территории региона единый платежный документ, состоящий из достоверных начислений, который будет приниматься и оплачиваться у всех кредитных организаций и платежных агентов региона.

Достоверность начислений обеспечивается проверкой, сопоставлением, и экспертизой данных поставщиков ЖКУ при получении от них ежемесячных начислений, сопоставление происходит непрерывно средствами автоматизации и работой со специалистами поставщиков ЖКУ.

Недостающие, недостоверные и противоречивые данные будут проверяться и дополняться в эталонной базе данных ЕИП ЖКХ специализированной организацией – Оператором ЕИП ЖКХ.

Этот Оператор ЖКХ не забирает у поставщиков ЖКУ функции по начислению (биллингу) и не ставит своей целью быть расчётным центром.

В едином платежном документе указываются данные о начислениях, позволяющие оплачивать поставщикам напрямую, без «приземления» средств.

Также Оператор ЕИП ЖКХ развивает электронные услуги и сервисы, такие как: оплата ЕПД с минимальной комиссией, передача показаний, направление и получение обращений онлайн всем поставщикам ЖКУ, электронное голосование (при необходимости), изменения данных о собственники, и проживающих у всех поставщиков ЖКУ сразу, и т.д.

ЕИП ЖКХ состоит из уникального программного обеспечения, серверов и огромной работы по верификации данных и работы с более чем 1000 поставщиков одновременно.

В результате, Администрация области получает актуальные, достоверные и доступные данные о всех начислениях и оплатах за ЖКУ, собственниках, потребителях и проживающих, жилом фонде, тарифах, поставщиках, и т.д.

Доступ к данным ограничен, сегментирован и защищен по 152-ФЗ.

Оператор ЕИП ЖКХ – это центр компетенций, в обязанности которого входит выполнение функций администрирования и управления процессами создания и дальнейшего функционирования ЕИП ЖКХ, а также:

  • Формирование эталонных данных и экспертиза поступающей информации;
  • Выпуск и доставка объединенного платежного документа;
  • Обеспечение функционирования единой рамки электронных услуг для всех поставщиков;
  • Взаимодействие с поставщиками и платежными агентами.

Стратегические цели проекта:

  1. Создание точной картины об объектах и отрасли;
  2. Обеспечение комфортного проживания;
  3. Снижение расходов жителей;
  4. Обеспечение инвестиционной привлекательности ЖКХ области;
  5. Формирование условий для планомерного развития сферы ЖКХ региона

Краткие сведения о ЕИП ЖКХ Курской области