Госдума РФ приняла изменения в Закон о защите прав потребителей, которые регулируют продажу дополнительных услуг, включая ЖКУ.
1 и 2 апреля Государственная Дума и Совет Федерации РФ приняли и одобрили изменения в Закон о защите прав потребителей, которые регулируют продажу дополнительных услуг.
С 2022 года Роспотребнадзор отметил увеличение жалоб граждан на включение в платежи услуг, не связанных с содержанием МКД. Среди них упоминаются домофоны, страхование, услуги консьержа и кабельное телевидение.
Депутаты сообщают, что жилищное законодательство допускает оплату доп. услуг только с согласия потребителя. Если согласия нет, такие действия являются нарушением прав. Потребитель должен иметь возможность оплачивать ЖКУ отдельно от доп. услуг. Оплата счета со включенной доп. услугой без информирования потребителя не считается согласием на договор.
Затрагиваемая проблема особенно касается пенсионеров, которые при оплате счета думают, что платят только за ЖКУ. Возможности выбрать, какие именно услуги оплачивать или нет, обычно нет.
Также депутаты запретили заранее проставлять «согласие» на иные услуги при их оплате онлайн. Теперь согласие на доп. услуги должно быть письменным. В ЖКХ такое часто встречается, когда в онлайн банках или приложениях УК сразу стоит оплата, например за «страхование».
По новым изменениям, если потребитель обнаруживает навязанные доп. услуги, то деньги ему должны вернуть в течение трех дней с момента предъявления такой претензии.
Одобренный проект закона находится на рассмотрении Президента РФ.
Планируется, что он вступит в силу с 1 сентября 2025 года.